Что такое гарантийный срок? Если гарантийный срок не установлен, в какие сроки я могу обратиться к продавцу для устранения недостатков товара?
Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что товар, который продавец обязан передать покупателю, должен соответствовать требованиям, предусмотренным ст.469 ГК РФ, в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором купли-продажи, и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются.
Законодателем вводится понятие гарантийного срока, под которым понимается период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка продавец обязан удовлетворить требование покупателя относительно недостатков приобретенного товара.
Следует обратить внимание, что если покупатель обратится в пределах данного срока, то у него не будет обязанности доказывать, что недостатки товара возникли до момента передачи ему товара, данная обязанность в пределах этого периода лежит на продавце.
Законом о защите прав потребителей установлены разные моменты, с которых начинает течь гарантийный срок, а именно:
- со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором;
- со дня изготовления товара, если день передачи установить невозможно;
- с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется соответственно субъектами Российской Федерации исходя из климатических условий места нахождения потребителей — для сезонных товаров (обуви, одежды и прочих);
- со дня доставки товара потребителю – при продаже товаров по образцам, по почте, а также в случаях, если момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают;
- со дня заключения договора купли-продажи — если день доставки, установки, подключения, сборки товара, устранения зависящих от продавца обстоятельств, вследствие которых потребитель не может использовать товар по назначению, определить невозможно.
При необходимости специальной установки, подключения, сборки или если в товаре имеются недостатки, т.е. при наличии обстоятельств, при которых потребитель лишен возможности использовать товар вследствие обстоятельств, зависящих от продавца, гарантийный срок не течет до устранения продавцом таких обстоятельств
Если продавцом или изготовителем не устанавливается гарантийный срок, покупатель так же имеет право на обращение к продавцу при обнаружении дефектов товара, однако в этом случае покупатель обязан доказать, что ему продали товар ненадлежащего качества, что недостатки товара возникли не по его вине. В этом случае возможно проведение экспертизы.
В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.
В то же время следует учитывать, что в случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу требования, предусмотренные ст.18 Закона о защите прав потребителей, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.