Можно ли вернуть покрышки

В настоящей статье я привожу пример принятия судебного решения в пользу потребителя, который действовал добросовестно и не злоупотреблял правами.

Просьба не расценивать настоящую статью как призыв к недобросовестному поведению.

Человек приобрел покрышки. Он позвонил продавцу и в телефонном разговоре, изучая ассортимент покрышек на сайте продавца, сделал заказ. Через несколько дней человек приехал к продавцу и получил покрышки. В том же месте продавец оказал покупателю услугу шиномонтажа и установил покрышки на диски. Колеса с новыми покрышками были установлены на автомобиль покупателя. Выехав с площадки магазина, покупатель обнаружил, что покрышки задевают колесные арки при повороте. Покупатель позвонил продавцу и попросил поменять купленные покрышки на покрышки иного размера (меньшей высоты).

Продавец отказался обменять покрышки, сославшись на то, что приобретенные покрышки уже эксплуатировались покупателем, а покупатель сам виноват, сообщив продавцу при заказе неверные параметры покрышек.

Покупатель возразил, сообщив, что размеры покрышек были согласованы с продавцом, который заверил его о допустимости использования размера приобретаемых покрышек.

Получив отказ, покупатель обратился в суд. Районный суд отказал покупателю в удовлетворении требований. Областной суд поддержал покупателя, отменив решение районного суда.

 

Каким образом покупатель построил свою защиту.

 

В соответствии с пунктом 4 статьи 261 Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение семи дней.

 

В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.

 

Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.

Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.

При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.

 

По смыслу статьи 261 Закона «О защите прав потребителей» покупатель приобрел покрышки дистанционным способом при этом:

  • Отказ от товара, приобретенного дистанционным способом не мотивируется покупателем;
  • Покупатель отказался от товара в пределах семидневного срока после передачи товара;
  • Информация о порядке возврата товара не была предоставлена продавцом в письменной форме;
  • Потребительские свойства покрышек сохранены, а приведенная статья не исключает возврат бывших в употреблении товаров;
  • Приобретенные покрышки не имеют индивидуально-определенных свойств.

 

Фактически отказ от товара квалифицируется как односторонний отказ от договора, который по смыслу статьи 4501 ГК РФ считается прекращенным с момента получения уведомления о расторжении.

Ввиду прекращения договора (если односторонний отказ будет признан правомерным) покупатель вправе заявить требование о взыскании денежных средств, которые после прекращения договора удерживаются неправомерно (статьи 453, 1102 ГК РФ).

 

Ключевой момент для понимания ситуации: важно квалифицировать форму приобретения товара.

Адвокат покупателя, проанализировав на консультации все обстоятельства покупки, выбрал основанием иска статью 26.1 Закона о защите прав потребителя – дистанционный способ покупки – что повлияло на принятие решения в пользу покупателя.

 

Из обстоятельств приведенного дела можно вывести алгоритм действий при приобретении покрышек.

 

— приобретайте покрышки только рекомендованного для вашего автомобиля размера;

— если вы сомневаетесь в подходящем размере, приобретайте покрышки на сайте продавца (приобретение товара в точке розничной продажи не позволит вам вернуть деньги). Дело в том, что, покупая товар в магазине, вы можете только обменять его, а если у продавца нет подходящего товара, то только в этом случае вы можете заявить требование о возврате денег);

— если продавец уверяет вас в том, что иной размер подойдет для вашего авто, попросите составить такие заверения в письменной форме. В противном случае, воздержитесь от покупки покрышек нетипичного размера;

— установите купленные покрышки в месте покупки (сейчас многие магазины имеют шиномонтажное оборудование в розничной точке продажи). При этом в том же месте совершите небольшой заезд с вывернутыми колесами для проверки: будут ли задевать покрышки за колесные арки;

— снимайте на видео свой заезд для подтверждения того, что покрышки не были в употреблении;

— если покрышки не подошли по размеру, а продавец не возвращает деньги, в этом же месте разбортируйте покрышки, и увозите с собой, снимая на видео процесс разбортировки;

— при отказе в возврате денег направьте претензию почтой на юридический адрес продавца (обычно владелец магазина – юридическое лицо – указан на сайте).

 

Это не призыв воевать с продавцами. Уверен, что продавцы заинтересованы в качественном товаре и качественных услугах не меньше покупателя, ведь репутационные риски обходятся дороже маленькой ситуационной выгоды.

Эта статья призывает покупателей быть внимательными и предусмотрительными при совершении покупок.