В ювелирном магазине приобретено обручальное кольцо. Через месяц в процессе эксплуатации оно лопнуло: металл просто переломился. Кольцо недешевое. Бирки и чек с момента покупки уже выкинули. Что можно в этой ситуации сделать, как защитить свои права?
Отношения, возникающие между потребителями и продавцами при продаже товаров, регламентируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей).
В соответствии с п.п.1, 2 ст.4 Закона о защите прав потребителей продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
Статьей 18 Закона о защите прав потребителей предусмотрены права потребителя при обнаружении в товаре недостатков. Потребитель по своему выбору вправе
потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя (п.1 ст.18 Закона о защите прав потребителей).
Для предъявления соответствующих требований потребитель должен обратиться к продавцу и представить приобретенный с недостатками товар.
В Законе о защите прав потребителей прямо предусмотрено, что отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.
В то же время в случае отказа продавца к принятию товара, покупатель обращается с досудебной претензией с заявлением соответствующих требований к продавцу и после этого обращается в суд с исковым заявлением. Досудебная претензия может быть отправлено заказным почтовым отправлением с уведомлением, и тогда в качестве доказательства ее отправки будет являться отметка на уведомлении о получении корреспондентом письма, либо претензия вручается лично в двух экземплярах, и в этом случае необходимо, чтобы продавец проставил дату получения документа на экземпляре покупателя.
Несмотря на прямое указание закона о необязательном предъявлении чека продавцу при возврате товара, в рамках судебного разбирательства в качестве доказательства приобретения товара в данной торговой точке, следует воспользоваться свидетельскими показаниями.
На практике зачастую продавцы пользуются правовой неосведомленностью покупателей и при возврате товара в торговую точку ссылаются на то, что ювелирные изделия возврату или обмену не подлежат.
Особенности торговли ювелирными изделиями отражены в постановлении Правительства РФ от 19.01.1998 №55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», которое, действительно, устанавливает, что ювелирные изделия надлежащего качества возврату или обмену не подлежат.
Однако на товар подобного рода с обнаруженным дефектом распространяются правила пункта 1 ст.18 Закона о защите прав потребителей, и потребитель имеет право на безвозмездное устранение дефектов товара, покрытие расходов, потраченных на их устранение, замены на товар аналогичной марки или возврата уплаченной за изделие суммы.
Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара проводится экспертиза товара, при этом потребитель вправе присутствовать при ее проведении и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.